Методическое обеспечение

 

 Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ

Контрольно- счетная комиссия
города Котовска Тамбовской области

Стандарт внешнего муниципального финансового контроля

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Утвержден Приказом
Контрольно-счетной комиссии
города Котовска Тамбовской области
от «10» марта 2015 года № 4
2015 год г. Котовск

Содержание

  1. Общие положения....................................................................................... 3
  2. Требования к проведению экспертизы проекта муниципальной программы…. 4
  3. Требования к оформлению результатов экспертизы................................ 6

1.   Общие положения

  • Стандарт «Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Основанием для разработки Стандарта является ст. 11 Положения о Контрольно- счетной комиссии города Котовска Тамбовской области.
  • Настоящий Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 № 21К (854)).
  • Стандарт определяет общие требования и принципы проведения Контрольно - счетной комиссией города Котовска (далее – КСК) финансово- экономической экспертизы проектов муниципальных программ, а также проектов изменений действующих муниципальных программ (далее – муниципальных программ) в пределах полномочий КСК.
  • Стандарт является обязательным к применению должностными лицами КСК и привлеченными экспертами, участвующими в проведении финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных программ.
  • Финансово-экономическая экспертиза (далее – экспертиза) проектов муниципальных программ осуществляется КСК на основании п. 7 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
  • Экспертизы проектов муниципальных программ являются экспертно-аналитическими мероприятиями, проводимыми в рамках предварительного контроля правовых актов.
  • Целью финансово-экономической экспертизы является подтверждение полномочий по установлению/изменению расходного обязательства, подтверждение обоснованности размера расходного обязательства, установление экономических последствий принятия нового/изменения действующего расходного обязательства для бюджета муниципального образования.
  • Экспертиза проекта муниципальной программы не предполагает оценку общего социального, экономического эффекта от реализации муниципальной программы, определение масштаба и динамики негативных и позитивных социальных воздействий при принятии или непринятии программы. В пределах своей компетенции КСК вправе выражать свое мнение по указанным аспектам.
  • Экспертиза проекта муниципальной программы включает оценку его соответствия Программе социально-экономического развития муниципального образования, нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов

Российской Федерации, муниципального образования в соответствующей сфере.

  • Заключение КСК по итогам экспертизы не должно содержать политических оценок проекта муниципальной программы.
  • Основными задачами экспертизы проекта муниципальной программы является оценка:
  • соответствия положений проекта муниципальной программы нормам законов и иных нормативных правовых актов;
  • полноты анализа предметной ситуации и ее факторов;
  • корректности определения ожидаемых результатов, целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы;
  • целостности и связанности задач муниципальной программы и мероприятий по их выполнению;
  • обоснованности заявленных финансовых потребностей муниципальной программы.
    • Финансово-экономической экспертизе подлежат проекты муниципальных программ или проекты внесения изменений в программы. Повторная финансово-экономическая экспертиза проводится в случае направления в КСК проекта муниципальной программы (проекта изменений в муниципальную программу) повторно после устранения замечаний и рассмотрения предложений КСК.
    • Дополнительная финансово-экономическая экспертиза проводится в случае недостаточности информации и документов для подготовки положительного заключения при условии направления в КСК дополнительной информации и документов вместе с проектом муниципальной программы (проектом изменений в муниципальную программу).

Положительным заключением в целях настоящей статьи считается заключение, в котором по итогам финансово-экономической экспертизы замечания и предложения отсутствуют. Также дополнительная финансово- экономическая экспертиза может проводиться при единичных изменениях параметров программы, не связанных с целями, задачами, сводными мероприятиями (например, корректировка объема финансирования отдельных мероприятий) при наличии положительного заключения по итогам финансово-экономической экспертизы ранее рассмотренного варианта проекта.

  • Основные термины и понятия:
  • финансово-экономическая экспертиза проекта муниципальной программы – экспертно-аналитическое мероприятие, представляющее собой исследование на предварительном этапе контроля с целью оценить проект нормативного правового акта с точки зрения обеспеченности проектируемых нормативных решений финансовыми, организационными и иными мерами, целесообразности предполагаемых затрат с учетом ожидаемых результатов;
  • целевые (индикативные) показатели, индикаторы – показатели, установленные программой, для оценки степени достижения поставленных программой целей и задач.

2.   Требования к проведению экспертизы проекта муниципальной программы

  • Объем экспертизы проекта муниципальной программы определяется должностным лицом КСК, ответственным за ее проведение, исходя из целей и задач экспертизы и условий ее проведения (срока подготовки заключения, а также полноты представленных материалов и качества их оформления).
  • При необходимости должностным лицом КСК при проведении экспертизы могут быть определены вопросы, на которые участвующим в проведении экспертизы, предлагается обратить особое внимание.
  • При проведении экспертизы проекта муниципальной программы учитываются результаты ранее проведенных контрольных и экспертно- аналитических мероприятий в соответствующей сфере формирования и использования средств муниципального образования.
  • В соответствии с настоящим Стандартом в ходе проведения экспертизы проектов муниципальных целевых программ подлежат рассмотрению следующие вопросы:
  • Оценка проблемы, для решения которой принимается муниципальная целевая программа, в том числе:

а) актуальность проблемы, анализ причин ее возникновения;

б) целесообразность и необходимость решения проблемы программным методом.

  • Анализ целей муниципальной целевой программы и задач, которые необходимо выполнить для достижения указанных целей, в том числе:

а) соответствие целей муниципальной целевой программы поставленной проблеме, соответствие планируемых задач целям муниципальной целевой программы;

б) четкость формулировок целей и задач, их конкретность и реальную достижимость в установленные сроки реализации муниципальной целевой программы;

в) наличие измеряемых (натуральных и стоимостных) показателей, позволяющих оценить степень достижения целей и выполнения задач.

  • Анализ перечня программных мероприятий, планируемых к выполнению в ходе реализации муниципальной целевой программы, в том числе:

а) взаимоувязанность программных мероприятий, в том числе по срокам реализации, отсутствие дублирования мероприятий других действующих муниципальных целевых программ;

б) соответствие программных мероприятий целям и задачам муниципальной целевой программы;

в) исключение мероприятий, выполнение которых возможно в рамках основной деятельности.

При необходимости разделения муниципальной целевой программы на этапы проверить наличие и обоснованность промежуточных планируемых результатов.

  • Анализ, оценка объемов и источников финансирования муниципальной целевой программы, в том числе:

а) обоснованность объемов финансирования программных мероприятий;

б) обоснованность источников финансирования и их структуры по программным мероприятиям, для бюджетного финансирования - в разрезе целевых статей и видов расходов (в целом и по годам);

в) обоснованность объемов и механизма привлечения внебюджетных источников финансирования.

  • Оценка планируемой эффективности реализации муниципальной целевой программы.

Для проведения оценки эффективности реализации муниципальной целевой программы необходимо построение системы мониторинга, которая включает в себя целевые показатели (индикаторы) с динамикой значений по годам на весь срок реализации программы. Целевые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям:

а) индикатор должен быть четко сформулирован, прост для понимания; б) индикатор должен иметь достоверный источник информации или методику расчета;

в) должна быть взаимосвязь между индикаторами и программными мероприятиями.

  • Наличие механизма управления муниципальной целевой программы, мониторинга и контроля за ходом ее реализации:

а) проверить наличие ответственных за реализацию программы в целом и за исполнение отдельных программных мероприятий;

б) оценить представленный механизм управления муниципальной целевой программы, в том числе схемы мониторинга реализации программы и взаимодействия заказчиков и исполнителей программных мероприятий.

Проведение экспертизы проекта муниципальной целевой программы является экспертно-аналитическим мероприятием, проводимым в рамках предварительного контроля нормативных актов органов местного самоуправления.

  • Экспертиза проектов об изменении муниципальных программ осуществляется в порядке, определенном для экспертизы проекта муниципальной программы с освещением вопросов правомерности и обоснованности предлагаемых изменений муниципальной программы, соответствия их показателям бюджета муниципального образования, а также:
  • корректности предлагаемых изменений (отсутствие изменений программы «задним числом»);
  • логичности предлагаемых изменений (отсутствие внутренних противоречий в новом варианте программы; согласованность изменений финансирования, программных мероприятий, целевых (индикативных) показателей и ожидаемых результатов);
  • целесообразности предлагаемых изменений (потенциальная эффективность предлагаемых мер);
  • устранения или сохранения нарушений и недостатков программы, отмеченных КСК ранее по результатам экспертизы проекта программы.

Срок проведения экспертизы проекта муниципальной программы составляет 5 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем поступления проекта в КСК. Срок проведения экспертизы проекта об изменении муниципальной программы составляет 3 рабочих дня, исчисляемых со дня, следующего за днем поступления проекта в КСК.

3.   Требования к оформлению результатов экспертизы

  • По результатам проведения экспертизы составляется заключение КСК по итогам финансово-экономической экспертизы проекта муниципальной программы (далее – заключение).
  • Заключение состоит из вводной и содержательной частей.
  • В вводной части заключения указываются реквизиты документов, на основании и с учетом которых проведена экспертиза, перечень документов, предоставленных с проектом муниципальной программы, перечень дополнительно запрошенных и/или изученных в ходе экспертизы документов, материалы которых были учтены при подготовке заключения, сведения о привлеченных экспертах, описываются исследуемые расходные обязательства.
  • В содержательной части заключения исследуется муниципальная программа, в том числе общее изменение объема финансирования с оценкой его обоснованности, проверяются соответствие объемов финансирования паспорту программы, изменение целевых показателей в связи с изменением объемов финансирования с оценкой их обоснованности; дается оценка финансовых последствий принимаемых изменений; делаются выводы и даются рекомендации.

В содержательной части заключения, как правило, отражаются наиболее существенные проблемные вопросы, выявленные в ходе экспертизы.

Обязательно в содержательной части приводятся данные об общем объеме финансирования, в том числе по годам, при рассмотрении проекта вновь принимаемой программы, о сумме изменения объемов финансирования при рассмотрении проекта корректировки программы.

  • При проведении повторной финансово-экономической экспертизы, дополнительной финансово-экономической экспертизы во вводной части указывается причина их проведения (устранение замечаний, предоставление дополнительных документов, изменение первоначального проекта муниципальной программы, в т.ч. объемов финансирования). В содержательной части по итогам повторной экспертизы необходимо описать устраненные по рекомендации КСК нарушения и недостатки.
  • Все суждения и оценки, отраженные в заключении, должны подтверждаться ссылками на исследованные положения проекта муниципальной программы и (при необходимости) на действующее законодательство, положения нормативно-правовых актов муниципального образования.
  • В заключении КСК по итогам финансово-экономической экспертизы не даются рекомендации по утверждению или отклонению представленного проекта. В заключении выражается мнение о необходимости рассмотрения разработчиком программы замечаний и предложений, изложенных в заключение, внесения изменений в проект программы, либо информация об отсутствии замечаний и предложений по итогам экспертизы.
  • Заключение КСК по итогам финансово-экономической экспертизы проекта муниципальной программы (проекта изменений в муниципальную программу) подписывается председателем КСК.

Заключение направляется с сопроводительным письмом субъекту правотворческой инициативы, от которого проект был получен для проведения финансово-экономической экспертизы.

  • Информационное письмо со сведениями о результатах проведенной финансово-экономической экспертизы может быть направлено главе администрации, главе города по инициативе председателя КСК или по запросу указанных лиц.

 Скачать

 Проведение аудита в сфере закупок

 Скачать

 Проведение экспертно-аналитического мероприятия

 Скачать

 Общие правила оформления и проведения финансового аудита

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ КОМИССИЯ
ГОРОДА КОТОВСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СВМФК

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВОГО АУДИТА

Утверждено
приказом Контрольно-
счетной комиссии города
Котовска Тамбовской области от 29.12.2012 № 12
2012 год г. Котовск

Содержание
Общие положения................................................................................. 3
Содержание финансового аудита......................................................... 4
Подготовка финансового аудита.......................................................... 5
Проведение проверки объекта контроля............................................. 5
Оформление результатов финансового аудита................................... 12

1.  Общие положения

  • Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 № 21К (854)).
  • Стандарт разработан на основе типового стандарта финансового контроля СФК «Общие правила проведения и оформления результатов финансового аудита», утвержденного решением Президиума Союза МКРК от 25.09.2012 № 4.
  • Стандарт предназначен для применения сотрудниками Контрольно счетной комиссии города Котовска Тамбовской области (далее – КСК), привлеченными специалистами и независимыми экспертами (далее – проверяющие), участвующими при проведении контрольных мероприятий, программы которых включают вопросы проверки ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности финансовой отчетности, а также соблюдения законов и иных нормативных правовых актов при использовании средств бюджета(-ов) муниципального(-ых) образования(-ий) и муниципальной собственности.

Целью Стандарта   является   определение   содержания,   единых требований к организации и проведению финансового аудита.

 

Задачей Стандарта является установление общих правил и процедур подготовки, проведения и оформления результатов финансового аудита.

Основные термины и понятия:

  • финансовый аудит – финансовый контроль законности использования средств бюджета(-ов) муниципального(-ых) образования(-ий), а также муниципальной собственности;
  • муниципальные средства – совокупность средств бюджета(-ов) муниципального(-ых) образования(-ий) и муниципальной собственности;
  • объекты контроля – органы местного самоуправления и муниципальные органы, муниципальные учреждения и унитарные предприятия муниципального(-ых) образования(-ий), иные организации, на которые распространяются полномочия КСК;
  • уровень существенности - предельное значение ошибок, отклонений в отражении показателей бухгалтерского (бюджетного) учета, бухгалтерской и бюджетной отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь с большой степенью вероятности не может использовать показатели бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности при оценке использования муниципальных средств объектом контроля и перестанет быть в состоянии делать на их основе правильные выводы (принимать решения);
  • ошибка - искажение в бухгалтерском (бюджетном) учете, бухгалтерской и бюджетной отчетности, в том числе не отражение какого-либо числового показателя или не раскрытие какой-либо информации;
  • учетная политика объекта контроля – принятая им совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного  измерения,  текущей   группировки  и   итогового  обобщения фактов хозяйственной деятельности).

2.  Содержание финансового аудита

Сущность финансового аудита заключается в проведении  проверок операций с муниципальными средствами, совершенных объектом контроля, а также их учета и отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности (далее – финансовая отчетность) в целях установления достоверности отчетных данных, соответствия законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Тамбовской области и муниципальным правовым актам.

К финансовому аудиту относятся контрольные мероприятия, целью проведения которых является определение:

  • правильности ведения и полноты отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете использования муниципальных средств объектом контроля;
  • достоверности финансовой отчетности объекта контроля об использовании муниципальных средств;
  • соответствия использования муниципальных средств объектом контроля, а также его хозяйственной деятельности законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Тамбовской области и муниципальным правовым актам;
  • При проведении финансового аудита проверяются документы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность объектов контроля, а также их финансовая и иная отчетность, отражающая использование муниципальных средств.

3.  Подготовка финансового аудита

Подготовка финансового аудита проводится в соответствии с правилами, определенными стандартом СВМФК «Общие правила проведения контрольного мероприятия», и осуществляется посредством предварительного изучения темы и объектов финансового аудита.

В ходе подготовки к проведению финансового аудита проверяющие должны изучить нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок ведения учета и подготовки отчетности, а также законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие финансово- хозяйственную деятельность объекта контроля.

Для выбора целей финансового аудита и вопросов проверки проверяющие должны:

  • получить необходимую информацию о деятельности внутреннего контроля объектов контроля (по возможности);
  • выявить области, наиболее значимые для проверки; определить уровень существенности;
  • оценить риски.

Определение состояния внутреннего контроля объекта контрольного мероприятия заключается в проведении, по возможности, предварительной оценки степени эффективности его организации, по результатам которой устанавливается, насколько можно доверять и использовать результаты деятельности внутреннего контроля при планировании объемов и проведении контрольных процедур на данном объекте.

Выявление областей, наиболее значимых для проверки, осуществляется с помощью специальных аналитических процедур, которые состоят в определении, анализе и оценке соотношений финансово- экономических показателей деятельности объекта контрольного мероприятия.

Оценка уровня существенности заключается в установлении тех пороговых значений или точки отсчета, начиная с которых обнаруженные нарушения в отчетной информации объекта контроля способны оказать существенное влияние на достоверность его финансовой отчетности, а также повлиять на решения пользователей данной отчетности, принятые на ее основе.

Оценка рисков заключается в том, чтобы определить существуют ли какие-либо факторы (действия, события), оказывающие негативное влияние на формирование и использование муниципальных средств в проверяемой сфере или на финансово-хозяйственную деятельность объекта контрольного мероприятия, следствием чего могут быть нарушения и недостатки, в том числе риски возникновения коррупционных проявлений в ходе использования муниципальных средств и имущества.

По результатам указанной работы в соответствии с выбранными целями и вопросами проверки определяются содержание, объем и сроки проведения контрольных процедур на объектах контроля и в установленном порядке составляются программа контрольного мероприятия и рабочий план проведения проверки.

На этом же этапе необходимо выбрать методы сбора фактических данных и информации, которые будут применяться для формирования доказательств в соответствии с поставленными целями и вопросами контрольного мероприятия.

4.  Проведение проверки объекта контроля

Процесс проведения финансового аудита объекта контроля в зависимости от целей и вопросов его программы может включать в себя проверки: учетной политики, ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности финансовой отчетности, соблюдения законов и иных нормативных правовых актов.

В ходе указанных проверок может проводиться оценка системы внутреннего контроля и внутреннего аудита объекта контроля, которая с учетом иной информации используется для выявления факторов, влияющих на риск существенных искажений, недостатков и нарушений, которые могут встретиться в финансовой отчетности и финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

Проверка учетной политики

  • Целью проверки учетной политики является определение ее соответствия требованиям нормативных правовых актов и специфике деятельности объекта контроля, а также ее влияния на достоверность данных бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности.
  • В ходе проверки проверяющие должны установить:
    • наличие у объекта контроля учетной политики для целей организации и ведения бухгалтерского учета;
    • соответствие порядка утверждения учетной политики и ее осуществления требованиям нормативных правовых актов, в том числе своевременность утверждения учетной политики;
    • полноту и соответствие положений учетной политики специфике деятельности объекта;
    • утверждение рабочего плана счетов бухгалтерского учета и форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций;
    • утверждение и выполнение порядка проведения инвентаризации;
    • утверждение и выполнение правил документооборота и технологии обработки учетной информации;
    • соблюдение порядка контроля за хозяйственными операциями, а также других решений, необходимых для организации бухгалтерского учета;
    • обоснованность внесения изменений в учетную политику.
  • При проведении проверки учетной политики следует также определить соответствие:
    • элементов (структуры) учетной политики положениям (стандартам) по бухгалтерскому учету (инструкции по бюджетному учету);
    • выбранных методов учета нормативно закрепленному перечню;
    • фактически применяемых методов учета и внутреннего контроля особенностям финансовых и хозяйственных операций, целям контроля и способам, закрепленным в учетной политике.

При проведении проверок особое внимание следует уделить вопросам отражения в бухгалтерском учете объектов контроля операций, связанных с муниципальными средствами.

При выявлении изменений в учетной политике проверяющие должны установить их соответствие приказам (распоряжениям) руководителя объекта контроля с учетом того, что эти изменения могут иметь место в случаях:

  • изменений законодательства Российской Федерации, нормативных актов по бухгалтерскому (бюджетному) учету;
  • разработки новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • существенного   изменения   условий   деятельности   объекта   контроля (реорганизация, изменение видов деятельности и т. п.).

Проверяющим следует оценить последствия изменения учетной политики. Изменения, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности объекта контроля, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Информация о них должна включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Проверка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета

В ходе проверки ведения бухгалтерского (бюджетного) учета проверяющие прежде всего должны установить:

  • правомерность осуществленных финансовых и хозяйственных операций по формальному критерию, критерию законности, принципу  целевого характера бюджетных средств;
  • правильность отражения их в отчетности в соответствующих суммах; отражение финансовых и хозяйственных операций (по доходам и расходам) и фактов хозяйственной деятельности именно в тех учетных периодах, когда они имели место;
  • соответствие раскрытия, классификации и описания элементов учета положениям Федерального закона «О бухгалтерском учете» и иных нормативных правовых документов в области бухгалтерского учета, а также учетной политике объекта контроля.

Если объект контроля ведет компьютерную обработку данных, то проверяющим следует убедиться в том, что:

  • используемая бухгалтерская программа имеет лицензию;
  • данные электронного учета дублируются на случай потери или уничтожения.

Проверка достоверности финансовой отчетности

Под достоверностью отчетности понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении объекта контроля и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Отчетность является достоверной, если по результатам проверки установлено, что она содержит информацию обо всех проведенных финансово-хозяйственных                                                    операциях,         которые         подтверждены соответствующими первичными документами, а также составлена в соответствии с правилами, которые установлены нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление отчетности в Российской Федерации. Также достоверной признается отчетность, величина ошибок, нарушений и искажений в которой не превышает установленный в ходе финансового аудита уровень существенности.

Проверку финансовой отчетности проверяющие должны проводить с позиции профессионального скептицизма, считая, что могут быть выявлены условия или события, приведшие к ее существенным искажениям, которые поставят под сомнение достоверность данной отчетности.

При этом проверяющие должны учитывать, что в бухгалтерском (бюджетном) учете и финансовой отчетности могут быть ошибки и нарушения, которые остались не выявленными по следующим причинам:

  • применение выборочных методов проверки, что не позволяет выявить искажения в полной мере;
  • неэффективная работа системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля или аудита, не исключающая ошибок;
  • наличие доказательств, предоставляющих доводы в пользу какого-либо решения, но не гарантирующих его правильности.

При проверке достоверности финансовой отчетности проверяющим следует проверить, отвечает ли она следующим установленным требованиям:

  • целостность - включение данных о всех финансовых и хозяйственных операциях;
  • последовательность - содержание и формы отчетности не изменялись без законных оснований в последующие отчетные периоды;
  • сопоставимость – наличие данных по каждому показателю не менее чем за два года - предыдущий и отчетный.

Для подтверждения достоверности отчетности проверяющие должны определить, своевременно ли объектом контроля проводилась инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проверялись и документально подтверждены их наличие, состояние и оценка.

В ходе аудита проверяющие должны получить достаточные доказательства того, что отчетность объективно отражает финансово- хозяйственную деятельность, имущество и обязательства объекта контроля.

При выявлении количественных искажений (занижение и завышение показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности) их сумма должна учитываться и сравниваться с принятым уровнем существенности.

Проверяющим следует учитывать, что в случае, если нормативные документы в каких-то аспектах не позволяют достоверно и добросовестно отразить состояние дел, как это предписано нормативными правовыми актами, объект контроля вправе указать на это в пояснительной записке к отчетности.

Проверка соблюдения законов и иных нормативных правовых актов

При проведении финансового аудита осуществляется проверка соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих использование муниципальных средств, а также выполнения требований нормативных правовых актов, которые определяют форму и содержание бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности.

При этом необходимо исходить из того, что несоблюдение положений законов и других нормативных правовых актов может оказать существенное влияние на результаты использования объектом контроля муниципальных средств, его финансово-хозяйственной деятельности и их отражение в финансовой отчетности.

При проведении оценки вероятности несоблюдения объектом контроля нормативных правовых актов еще на стадии подготовки к проведению финансового аудита следует определить наличие и влияние таких факторов, как сложность или противоречивость существующих правовых норм, принятие новых законов, частое внесение изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие сферу деятельности объекта контроля.

Необходимо также установить, имеет ли объект систему внутреннего контроля, способную предотвратить или выявить имеющиеся нарушения нормативных правовых актов. Наличие такого контроля и его действенность должны учитываться при определении объема процедур по проверке соблюдения требований нормативных правовых актов в ходе финансового аудита.

В зависимости от целей и вопросов программы финансового аудита в ходе его проведения проверяется соблюдение объектом контроля норм налогового и бюджетного законодательства, установленного порядка организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности, а также положений нормативных правовых актов, регламентирующих использование муниципальной собственности.

В ходе проведения финансового аудита проверяющий должен определить, нарушает ли какое-либо действие или бездействие руководства или сотрудников объекта контроля положения нормативных правовых актов. При этом следует иметь в виду, что отдельные факты их несоблюдения могут быть связаны с ошибками, допущенными в финансовой отчетности, то есть, являются результатом непреднамеренных погрешностей. В то время как другие факты могут содержать признаки злоупотреблений и иных противоправных действий.

  • Оценка эффективности системы внутреннего контроля и аудита
    • В период проведения финансового аудита объекта контроля проверяющие могут оценить состояние системы внутреннего контроля, которая должна формироваться объектом контроля в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях определения эффективности и степени надежности функционирования.
    • В ходе проверки необходимо определить, в какой мере система внутреннего контроля и аудита объекта контроля выполняет свою основную задачу по обеспечению законности использования муниципальных средств и прозрачности экономической информации.

В зависимости от результатов оценки эффективности системы внутреннего контроля и аудита объекта контроля проверяющие могут скорректировать в соответствующую сторону содержание и объем контрольных процедур, необходимых для достижения целей финансового аудита.

  • Выявление искажений в бухгалтерском (бюджетном) учете и финансовой отчетности
    • В процессе выполнения контрольных и аналитических процедур на объекте контроля, а также при оценке их результатов проверяющие должны учитывать риск существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникающих в результате ошибок или преднамеренных действий сотрудников объекта контроля.

Примерами ошибок являются:

  • ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых составлялась финансовая отчетность;
  • неправильные   оценочные    значения,    возникающие    в    результате неверного учета или неверной интерпретации фактов;
  • ошибки   в   применении   принципов  учета,  относящихся  к   точному измерению, классификации, представлению или раскрытию.

Искажения, являющиеся следствием преднамеренных действий, могут возникать в процессе составления финансовой отчетности и (или) в результате неправомерного использования активов.

Проверяющие должны учитывать, что в процессе составления финансовой отчетности могут осуществляться преднамеренные действия, направленные на искажение или неотражение числовых показателей либо нераскрытие информации в финансовой отчетности в целях введения в заблуждение ее пользователей. Признаками таких действий при составлении финансовой отчетности считаются:

  • фальсификация, изменение учетных записей и документов, на основании которых составляется финансовая отчетность;
  • неверное отражение событий, хозяйственных операций, другой важной информации в финансовой отчетности или их преднамеренное исключение из данной отчетности;
  • нарушения в применении принципов бухгалтерского учета.

Неправомерное использование активов может быть осуществлено различными способами, в том числе путем совершения противоправных действий в сфере обращения с муниципальными средствами, инициирования оплаты объектом контроля несуществующих товаров или услуг. Как правило, такие действия сопровождаются вводящими в заблуждение бухгалтерскими записями или документами для сокрытия недостачи активов.

При проведении финансового аудита проверяющим необходимо учитывать, что на возможность наличия искажений в результате преднамеренных действий помимо недостатков самих систем учета и внутреннего контроля, а также невыполнения установленных процедур внутреннего контроля могут указывать следующие обстоятельства:

  • попытки руководства объекта контроля создавать препятствия при проведении проверки;
  • задержки в предоставлении запрошенной информации; необычные финансовые и хозяйственные операции;
  • наличие документов, исправленных или составленных вручную при их обычной подготовке средствами вычислительной техники;
  • хозяйственные операции, которые не были отражены в учете надлежащим образом в результате распоряжения руководства объекта контроля;
  • отсутствие выверки счетов бухгалтерского учета и другие.

Поэтому проверяющие, исходя из результатов оценки наличия указанных обстоятельств, должны осуществлять процедуры контроля таким образом, чтобы обеспечить достаточную уверенность в том, что будут обнаружены существенные для отчетности искажения, являющиеся результатом преднамеренных действий.

Если в ходе финансового аудита проверяющие обнаружили искажение и выявили признаки наличия преднамеренных действий, которые привели к данному искажению, необходимо провести соответствующие дополнительные процедуры проверки и установить их влияние на отчетность.

При этом проверяющие должны исходить из того, что данный факт искажения может быть не единичным. В случае необходимости следует скорректировать характер, сроки проведения и объем контрольных процедур.

5.  Оформление результатов финансового аудита

Подготовка и оформление результатов финансового аудита проводится в соответствии с общим порядком подготовки и оформления результатов контрольного мероприятия, установленным соответствующим стандартом финансового контроля «Общие правила организации и проведения контрольного мероприятия».

Завершающая стадия финансового аудита включает обобщение  и оценку результатов проверки правильности ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, выполнения требований законов и иных нормативных правовых актов по формированию доходов и использованию бюджетных средств, а также составленной финансовой отчетности для их отражения в акте проверки.

В акте по итогам финансового аудита наряду с определенными соответствующим стандартом положениями приводится перечень форм отчетности, которые изучались и проверялись на определенную дату, указывается период, за который составлена эта отчетность, а также излагаются результаты проверки и дается оценка применяемых объектом контроля принципов бухгалтерского учета.

Выявленные в ходе проверки ошибки и искажения необходимо сгруппировать в зависимости от их существенности и значимости. Должностным лицам объекта контроля следует предоставить возможность исправить то, что можно исправить в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности, уплатить доначисленные налоги, скорректировать финансовые результаты деятельности организации и другие показатели. В акте эти замечания отражаются с указанием принятых мер.

По результатам проверки проверяющие фиксируют в акте, насколько состояние бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности отвечает требованиям законодательства, а также в какой мере отчетность объекта контроля отражает его финансовое положение.

Отчет о результатах контрольного мероприятия должен содержать подробные сведения о выявленных нарушениях законодательства, отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета, существенных нарушениях в составлении отчетности и других проверенных аспектах деятельности объекта контроля.

В отчете по итогам финансового аудита содержатся выводы, в том числе:

  • об учетной политике;
  • ведении бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • достоверности финансовой отчетности и правильности отражения в ней финансового положения объекта контроля;
  • системе внутреннего контроля и аудита.

 Скачать

 Проведение контрольного мероприятия

 Скачать

 Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города

КОНТРОЛЬНО – СЧЕТНАЯ КОМИССИЯ
ГОРОДА КОТОВСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СФК

ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПРОВЕРКИ ГОДОВОГО ОТЧЕТА
ОБ ИСПОЛНЕНИИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА СОВМЕСТНО С ПРОВЕРКОЙ
ДОСТОВЕРНОСТИ ГОДОВОЙ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ
ГЛАВНЫХ АДМИНИСТРАТОРОВ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ.

 

Утверждено приказом
контрольно – счетной комиссии
города Котовска
от 29.12.2012 г. № 10

2012 год


Содержание

1 Общие положения 3
2 Содержание внешней проверки 4
3 Методические основы проведения внешней проверки 4
4 Организация внешней проверки 6
5 Общие принципы и требования к проведению внешней проверки 6
6 Формы и методы проведения внешней проверки 8
7 Порядок проведения внешней проверки 12
8 Действия при обнаружении нарушений и недостатков, создании препятствий для проведения контрольного мероприятия 14
9 Контроль осуществления внешней проверки 15
10 Оформление результатов внешней проверки 16
11 Оформление и утверждение сводного заключения 16

 

1.  Общие положения

  • Стандарт проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета совместно с проверкой достоверности годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее по тексту Стандарт) подготовлен для организации исполнения требования ст.157, 264.4 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 7.02.2011 г. N 6- ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» федеральных законов и законов субъекта РФ, регулирующих бюджетные правоотношения, а также регламентирующих сферу деятельности уполномоченного контрольно-счѐтного органа (далее по тексту КСК), положения о бюджетном процессе в муниципальных образованиях, соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в сфере внешнего финансового контроля в муниципальных образованиях, а также обращения органов местного самоуправления муниципальных образований.
  • Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 № 21К (854)).
  • Стандарт предназначен для применения сотрудниками КСК муниципального образования города Котовска , привлеченными специалистами и независимыми экспертами (далее по тексту проверяющие), участвующими при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, программы которых включают вопросы проверки ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности финансовой отчетности, а также соблюдения законов и иных нормативных правовых актов при использовании средств бюджета муниципального образования и муниципальной собственности.
  • Сфера применения стандарта.

Стандарт является нормативным документом, устанавливающим основные критерии и общую систему целенаправленных, систематических и сбалансированных шагов или действий, которым должны следовать члены рабочей группы при проведении внешней проверки.

  • Цель стандарта:

установление единых организационно-правовых, информационных, методических основ проведения внешней проверки бюджетной отчѐтности главных администраторов бюджетных средств, годового отчѐта об исполнении местного бюджета (далее по тексту внешняя проверка) и подготовки заключения КСК.

  • Задачи стандарта:
  • определение общих   правил   и    процедур   проведения   внешней проверки;
  • определение методических основ проведения внешней проверки и подготовки заключения КСК.
  • определение структуры, содержания и основных требований к заключению КСК на проект решения представительного органа власти об исполнении местного бюджета муниципального образования;

2.  Содержание внешней проверки.

  • Целью проведения внешней проверки является:
  • установление законности, степени полноты и достоверности представленной бюджетной отчѐтности, а также представленных в составе проекта решения представительного органа отчѐта об исполнении местного бюджета, документов и материалов; соответствие порядка ведения бюджетного учета законодательству Российской Федерации;
  • установление достоверности бюджетной отчетности ГАБС;
  • установление соответствия фактического исполнения бюджета его плановым назначениям, установленным решениями представительного органа местного самоуправления;
  • оценка эффективности и результативности использования в отчѐтном году бюджетных средств;
  • подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
    • Основными задачами проведения внешней проверки является:
  • проверка соблюдения требований к порядку составления и представления годовой отчетности об исполнении местного бюджета;
  • выборочная проверка соблюдения требований законодательства по организации и ведению бюджетного учета;
  • проверка и анализ исполнения местного бюджета по данным годового отчета, выявление нарушений и отклонений в процессах формирования и исполнения бюджета, своевременное предупреждение факторов, способных негативно повлиять на реализацию бюджетного процесса в муниципальном образовании;
  • решение прочих контрольных и экспертно-аналитических задач, направленных на совершенствование бюджетного процесса в целом.
  • определение степени выполнения бюджетополучателями плановых заданий по предоставлению муниципальных услуг;
    • Предмет внешней проверки:
  • годовой отчѐт об исполнении бюджета за отчѐтный финансовый год;
  • годовая бухгалтерская и бюджетная отчѐтность ГАБС, дополнительные материалы, документы и пояснения к ним.
    • Объектами проверки являются ГАБС (главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета.

3.  Методические основы проведения внешней проверки

Методической основой внешней проверки является сравнительный анализ показателей, составляющих информационную основу, между собой и соответствия отчѐта об исполнении бюджета муниципального образования решению о бюджете на очередной финансовый год, требованиям БК РФ и нормативным правовым актам Российской Федерации, муниципального образования.

Основным методологическим принципом является сопоставление информации, полученной по конкретным видам доходов, направлениям расходования средств бюджета муниципального образования, с данными, содержащимися в бухгалтерских, отчѐтных и иных документах проверяемых объектов.

В целях определения эффективности использования средств бюджета муниципального образования возможно сопоставление данных за ряд лет.

Основными приѐмами финансового анализа по данным бюджетной отчѐтности являются:

  • чтение отчѐтности,
  • горизонтальный анализ,
  • вертикальный анализ.

Чтение отчѐтности представляет собой информационное ознакомление с финансовым положением субъекта анализа по данным баланса,  сопутствующим формам и приложениям к ним. По данным бюджетной отчѐтности можно судить об имущественном положении организации, характере его деятельности, соотношении средств по их видам в составе активов и т.д. В процессе чтения отчѐтности важно рассматривать показатели разных форм отчѐтности в их взаимосвязи.

Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, динамике этих изменений можно получить с помощью горизонтального и вертикального анализа данных бюджетной отчѐтности.

В ходе горизонтального анализа осуществляется сравнение каждой позиции отчѐтности с соответствующей позицией предыдущего года. Кроме того, в ходе такого анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных показателей отчѐтности за определѐнный период и построение аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста. Он позволяет выявить тенденции изменения отдельных показателей, входящих в состав отчѐтности.

Цель вертикального анализа - вычисление удельного веса отдельных статей в итоге отчѐта, выяснение структуры. Вертикальный анализ заключается в определении структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчѐтности на результат в целом. В процессе такого анализа целесообразно использование не только данных бюджетной отчѐтности, но и актов проверок, входящих и исходящих писем по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, плановую информацию и данные внутренних отчѐтов. Ознакомление с ними позволяет получить дополнительный материал для всестороннего изучения специфики деятельности учреждения.

4.  Организация внешней проверки

  • Внешняя проверка проводится на основании плана работы КСК на текущий год.
  • Внешняя проверка включает в себя:
  • проверку годового отчета об исполнении бюджета,
  • проверку бюджетной отчетности,
  • оформление заключения.
  • Организация внешней проверки включает следующие этапы:
  • подготовительный,
  • основной,
  • заключительный.
  • На подготовительном этапе:
  • проводится сбор и изучение правовой базы, в соответствии с которой должен был исполняться бюджет,
  • проводится изучение   публикаций  и   полученной   информации  и сведений по запросам
  • определяются ответственные лица по экспертизе годового отчета, бюджетной отчетности и конкретным контрольно-ревизионным мероприятиям необходимым для проверки достоверности данных бюджетной отчетности, в том числе при необходимости контрольные мероприятия с выходом на объект проверки.

Результатом проведения данного этапа является подготовка программы и рабочего плана внешней проверки.

  • Основной этап внешней проверки заключается в:
  • экспертно-аналитических мероприятиях:
  • анализ данных годового отчета об исполнении бюджета,
  • анализ данных бюджетной отчетности ГАБС;
    • контрольных мероприятиях:
  • выборочной проверки достоверности данных бюджетной отчетности с выходом на объект проверки,
    • итогов проведенных контрольных мероприятий в течение года.

Результатом   проведения  данного  этапа внешней проверки являются заключения и акты.

  • На заключительном этапе оформляется заключение КСК на годовой отчет об исполнении бюджета.
  • Внешняя проверка начинается с издания приказа руководителя КСК, определяющего ответственных исполнителей по каждому мероприятию.

5.  Общие принципы и требования к проведению внешней проверки

  • Для проведения внешней проверки финансовый орган предоставляет в адрес КСК годовой отчѐт об исполнении местного бюджета для подготовки заключения в срок не позднее 01 апреля текущего финансового года.
  • Внешняя проверка проводится в срок, не превышающий одного месяца со дня предоставления документов в адрес КСК.
  • КСК готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС.
  • Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется КСК в представительный орган с одновременным направлением в местную администрацию.
  • При проведении внешней проверки члены рабочей группы должны руководствоваться нормами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
  • Ограничения, влияющие на возможность обнаружения существенных искажений годовой отчетности, имеют место в силу следующих причин:
  • внешняя проверка осуществляется в основном на камеральном уровне;
  • в ходе проверки применяются выборочные методы;
  • подверженность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля влиянию человеческого фактора;
  • преобладающая часть доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера;
  • работа проверяющего в части сбора доказательств и формирования выводов по результатам контрольного мероприятия основывается на его профессиональном суждении.
  • Объем мероприятий по внешней проверке определяется перечнем и характером контрольных и экспертных процедур, которые необходимы для достижения цели внешней проверки при заданных обстоятельствах.
  • Перечень контрольных и экспертных процедур определяется в соответствии с Программой проведения внешней проверки конкретно для каждого объекта контроля.
  • Для проведения контрольного и экспертного мероприятия КСК вправе привлекать независимых специалистов (экспертов) в установленном Регламентом и иными локальными нормативными актами КСК порядке.

При использовании результатов работы привлеченного специалиста/эксперта должно быть обеспечено получение достаточных надлежащих доказательств того, что такая работа отвечает целям контрольного мероприятия. Такие доказательства могут быть получены посредством установления для привлеченного специалиста/эксперта технического задания, как правило, в письменной форме, и сравнения фактически достигнутых результатов.

Ответственность за формирование выводов по результатам внешней проверки в разрезе каждого объекта контроля несут должностные лица КСК. Недопустимо разделение ответственности должностных лиц КСК и привлеченных специалистов/экспертов.

  • В процессе реализации контрольных и экспертных полномочий руководитель контрольного мероприятия, руководитель рабочей группы и члены рабочей группы должны строить взаимоотношения с руководством и представителями (должностными лицами) объекта проверки на основе взаимного уважения.

При общении с руководством и должностными лицами объекта внешней проверки членам рабочей группы следует придерживаться общепринятых моральных норм, а также руководствоваться принципами профессиональной этики.

  • Проведение контрольного и экспертного мероприятия подлежит документированию.
  • Порядок организации делопроизводства, ограничение доступа к информационным ресурсам и отчетам, а также ответственность за несоблюдение установленных требований определяется КСК и является обязательным для всех членов рабочей группы.
  • Члены рабочей группы несут ответственность за сохранность документов и конфиденциальность полученной в ходе контрольного мероприятия информации.

6.  Формы и методы проведения внешней проверки

При проведении внешней проверки осуществляются следующие формы контроля:

экспертно-аналитические мероприятия (экспертиза) по анализу данных бюджетной отчѐтности и иной информации об исполнении бюджета;

контрольно-ревизионные мероприятия (с выходом на объект) по проверке достоверности данных бюджетной отчѐтности.

  • Виды (формы) контрольного мероприятия.

Внешняя проверка в разрезе объектов контроля может проводиться на камеральном и выездном уровне.

Под камеральной проверкой понимается проведение контрольного мероприятия на основании представленных объектом проверки документов (информации) без выхода на объект проверки.

Выездная проверка проводится непосредственно по месту нахождения объекта контроля.

Решение о форме проведения контрольного мероприятия принимается на подготовительном этапе проверки.

  • Методы проведения внешней проверки:
  • сплошная проверка;
  • выборочная проверка (отбор отдельных элементов).

Определение метода проведения внешней проверки зависит от результатов предварительного изучения деятельности, оценки надежности системы внутреннего контроля, рисков хозяйственной деятельности объекта проверки, а также возможностей организационного, материально-технического и кадрового обеспечения КСК.

  • Проверка проводится методом достоверности и последовательности показателей бюджетной отчетности и регистров бюджетного учета.
  • Проверка проводится по каждой форме бюджетной отчетности раздельно путем сопоставления показателей, содержащихся в соответствующей форме с остатками и оборотами по счетам главной книги.
  • В тех случаях, когда показатели, содержащиеся в форме отчетности, не могут быть проверены по данным главной книги, то проверяющие используют соответствующие регистры аналитического учета.
  • Проверка достоверности позволяет определить:
  • согласуется ли между собой результаты операций, финансовые положение и другая информация в бюджетной отчетности;
  • должным ли образом раскрыта необходимая информация и правильно ли квалифицированны и представлены данные в бюджетной отчетности;
  • соответствует ли бюджетная отчетность всем требованиям законодательства и других нормативных актов, применяемых к деятельности муниципального образования.
  • Контрольные процедуры, проводимые при внешней проверке, делятся по характеру используемого материала (информации) на документальные и фактические.

Документальная проверка проводится на основе первичных учетных документов, регистров бюджетного учета, бюджетных смет и расчетов к ним, отчетности, нормативной и другой документации, подлежащей предоставлению объектом проверки. К основным приемам документальной проверки относятся:

  • формальная и арифметическая проверка документов (точность заполнения бланков и регистров учета, наличие в них необходимых реквизитов, а также подсчет сумм и итогов);
  • встречная проверка документов или записей (в том числе логическая проверка – определение объективной возможности и необходимости совершения операции, определение реальной взаимосвязи событий);
  • юридическая, экономическая и финансовая экспертиза совершенных хозяйственных операций;
  • приемы экономического анализа (сравнения, сопоставления, ретроспективный анализ показателей отчетности и т.д.);
  • технико-экономические расчеты.

К приемам фактической проверки относятся:

  • участие в инвентаризации объектов основных фондов, материальных ценностей и денежных средств, имущества, переданного объекту проверки для реализации государственных полномочий, полноты оприходования и корректности списания активов и т.д.;
  • экспертная оценка фактического объема и качества оказываемых муниципальных услуг;
  • визуальное наблюдение путем обследования помещений (например, контрольный обмер выполненных строительно-монтажных, ремонтных работ и т.п.);
  • проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины и др.

На камеральном уровне осуществляется документальная проверка на основании представленной объектом проверки, а также полученной из внешних источников документации (информации).

При выездной проверке возможно применение документальных и фактических контрольных процедур.

  • Процедуры, осуществляемые при проведении камеральной проверки, предусматривают:
  • проверку порядка организации и реализации бюджетного процесса в муниципальном образовании:

а) проверку соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, муниципальных правовых актов, регламентирующих бюджетный процесс (формирование и исполнение бюджета, сводной бюджетной росписи, бюджетных смет и планов финансово-хозяйственной деятельности участников бюджетного процесса, уведомлений о бюджетных ассигнованиях);

б) анализ исполнения местного бюджета за отчетный финансовый год (порядок внесения изменений в бюджетную роспись, структура доходной и расходной частей местного бюджета, соответствие показателей исполнения бюджета плановым показателям);

в) анализ выявленных нарушений и недостатков по характеру, существенности (качественной и количественной) и причинам  их возникновения;

  • проверку годовой отчетности об исполнении бюджета муниципального образования на:

а) соответствие порядка подготовки годовой отчетности (по форме и полноте представления) требованиям законодательства о бюджетной отчетности; б) соответствие показателей отчетности данным представленных объектом контроля бюджетных регистров, правильности представления и раскрытия информации об активах и обязательствах, финансово-хозяйственных операциях

в бюджетной отчетности (достоверность показателей годового отчета);

в) соответствие плановых показателей, указанных в отчѐтности ГАБС, показателям утверждѐнного бюджета с учѐтом изменений внесѐнных в ходе исполнения бюджета;

г) соответствие фактических показателей, указанных в отчѐтности ГАБС, данным отчѐтности подведомственных ПБС;

д) корректность формирования сводной отчетности, консолидации показателей, а именно правильность суммирования одноименных показателей форм бюджетной отчетности ПБС, главного распорядителя бюджетных средств и финансового органа по соответствующим строкам и графам, исключение в установленном порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;

е) установление полноты бюджетной отчѐтности ГАБС и еѐ соответствия требованиям нормативных правовых актов необходимо провести анализ представленной к проверке отчѐтности ГАБС по составу, содержанию, прозрачности и информативности показателей.

Под прозрачностью и информативностью годового отчѐта (бюджетной отчѐтности) понимается отражение в ней информации в таком объѐме и структуре, которые позволяют сформировать адекватную информацию (представление) обо всех составляющих исполнения бюджета в целом (годовой отчѐт) или по бюджетной отчѐтности ГАБС.

ж) проверку соблюдения контрольных соотношений (арифметических увязок) между показателями различных форм отчетности и пояснительной записки;

  • проведение прочих контрольных (аналитических) процедур, в том числе по результатам камеральной проверки:

а) анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода, причин и сроков их возникновения;

б) анализ   структуры   расходов   бюджета,    их    соответствия    кодам бюджетной классификации;

в) анализ соблюдения методологии бюджетного учета, формирования бюджетных регистров;

г) анализ эффективности и результативности использования бюджетных средств – выполнение плана оказания муниципальных услуг, утверждѐнного бюджетом, и другие конкретные показатели, характеризующие основную деятельность проверяемого ГАБС.

д) анализ выявленных нарушений и недостатков по характеру, существенности (качественной и количественной) и причинам их возникновения.

  • Процедуры, осуществляемые при проведении выездной проверки, предусматривают применение приемов как документальной, так и фактической проверки.

Выездная проверка основывается на проведении экспертизы первичных учетных документов, регистров бюджетного учета, бюджетной отчетности объекта внешней проверки.

При выездной проверке могут осуществляться следующие контрольные процедуры (помимо процедур, перечисленных в п. 4.4 настоящего стандарта):

а) экспертиза правоустанавливающих документов и договоров;

б) анализ существующего порядка организации и ведения бюджетного учета, оценка надежности средств внутреннего контроля;

в) выборочная сверка данных бюджетного учета с данными бюджетных регистров и показателями годовой отчетности;

г) выборочная проверка правомерности и порядка отражения в учете и отчетности показателей финансово-хозяйственных операций, активов и обязательств (по полноте и обоснованности, правильности отнесения к соответствующему периоду, соответствия данных учета данным первичной документации и др.);

д) проверка оформления результатов инвентаризации активов и обязательств и соответствия их данным учета и отчетности (инвентаризационные описи, акты сверки расчетов с дебиторами и кредиторами и др.);

е) проверка и анализ нетиповых финансово-хозяйственных операций, бюджетных записей, корректирующих проводок в учете и их документальной обоснованности;

ж) выборочная проверка целевого и эффективного использования ресурсов, анализ исполнения доходов и расходов местного бюджета (в том числе средств муниципального образования и имущества, выделяемого на реализацию переданных государственных полномочий);

з) проведение визуального осмотра (наблюдения), выборочной инвентаризации, контрольных замеров и т.п.;

и) анализ материалов по результатам внешних контрольных мероприятий, проводившимся уполномоченными контрольными органами на объекте проверки, и принятых по их результатам мер;

к) проверка соблюдения требований по размещению заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

7.  Порядок проведения внешней проверки

  • Проведению внешней проверки подлежит планированию.
  • При планировании внешней проверки учитываются:
  • установленные законодательством сроки подготовки бюджетной отчетности и формирования заключения на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования;
  • степень обеспеченности КСК ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
  • квалификация и опыт работы;
  • профессиональная компетентность и опыт членов рабочей группы, планируемых к участию в контрольном мероприятии и др.
  • Проведение контрольного мероприятия проводится в соответствии с СФК «Общие правила проведения контрольного мероприятия».
  • Информационной основой для проведения внешней проверки являются материалы (документы, информации), представляемые объектом контроля, а также полученные по запросам КСК из внешних источников материалы. Перечень запрашиваемой информации должен соответствовать приложению 2 и 6 Методических рекомендаций по организации внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета (далее по тексту Методичка)
  • Непосредственно проведение контрольных процедур начинается с момента получения от объекта проверки годового отчета об исполнении бюджета и прочей информации, необходимой для проведения контрольного мероприятия.
  • Перечень контрольных процедур определяется на этапе подготовки к внешней проверке и может корректироваться в ходе мероприятия с целью получения достаточных надлежащих доказательств, необходимых для формулирования обоснованных выводов и формирования заключения на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования.
  • Доказательства представляют собой информацию, полученную при проведении контрольного мероприятия, и результат ее анализа, которые подтверждают выводы, сделанные по результатам этого мероприятия.
  • Достаточность представляет собой количественную меру доказательств и предполагает обеспечение уверенности в правильности сделанных выводов по результатам проведения контрольного мероприятия.
  • Надлежащими считаются доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам контрольного мероприятия. Надлежащий характер представляет собой качественную сторону доказательств.
  • Доказательствами при проведении внешней проверки являются:
  • первичные учетные документы;
  • регистры бухгалтерского учета;
  • бюджетная, статистическая и иная отчетность;
  • результаты процедур контроля, проведенных в ходе контрольного мероприятия и оформленные рабочими документами;
  • заключения экспертов;
  • письменные заявления и разъяснения руководителя и должностных лиц объектов внешней проверки;
  • документы и сведения, полученные из других достоверных источников (органы казначейства и др.).
  • Проверяющему необходимо получить письменные заявления и разъяснения от руководства объекта проверки по всем вопросам, являющимся существенными для целей контрольного мероприятия, если предполагается, что получить достаточные надлежащие доказательства другим путем не представляется возможным.

Заявления и разъяснения должны быть оформлены в письменном виде с указанием необходимой информации, даты, должности и фамилии, имени, отчества составителя и содержать его подпись.

Если заявления и разъяснения руководства объекта проверки противоречат другим полученным в ходе проверки доказательствам, необходимо исследовать причины расхождений и в случае необходимости критически оценить надежность заявлений и разъяснений руководства объекта проверки по аналогичным или другим вопросам.

  • В ходе проведения выездной внешней проверки запросы дополнительной информации осуществляются в оперативном режиме. В случае непредставления или преднамеренной задержки в представлении информации запросы оформляются в письменном виде с указанием даты и времени запроса, а также отметкой о получении запроса представителями объекта внешней проверки.
  • В случае представления информации ненадлежащего вида, непредставления информации или представления ее в неполном объеме составляется акт по факту непредставления сведений по запросу КСК по форме приложения 3 Методички.
  • Оценка надежности доказательств основывается на следующем:
  • доказательства, полученные из внешних источников (в том числе органов государственной власти), как правило, более надежны, чем доказательства, полученные от объекта контроля;
  • надежность доказательств, полученных от объекта контроля, тем выше, чем качественнее система бюджетного учета и выше оценка системы внутреннего контроля объекта проверки;
  • доказательства, полученные непосредственно проверяющим, более надежны, чем доказательства, полученные от объекта внешней проверки;
  • доказательства в документальной форме и письменные заявления более надежны, чем доказательства и заявления в устной форме;
  • устные и письменные заявления и разъяснения руководства и должностных лиц объекта проверки не являются заменой достаточных надлежащих надежных доказательств.
  • Доказательства более надежны, если они получены из разных источников, имеют идентичное или разное содержание, но при этом не противоречат друг другу. В таких случаях обеспечивается более высокая степень уверенности в выводах, сделанных в ходе контрольного мероприятия, по сравнению с той, которая имела бы место при рассмотрении доказательств по отдельности.

Если доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют доказательствам, полученным из другого источника, проверяющим должны быть определены дополнительные контрольные процедуры, необходимые для выяснения причин такого несоответствия.

  • Достаточность, надлежащий характер и надежность доказательств должны сопоставляться с расходами и трудозатратами, связанными с получением таких доказательств. Однако сложность получения конкретного доказательства и связанные с этим расходы и трудозатраты не являются основанием для отказа от получения данного доказательства.
  • Количественная и качественная характеристики доказательств, полученных в ходе реализации контрольных полномочий, влияют на формирование профессионального мнения проверяющего и выдачу заключения на годовой отчет.
  • Проверяющий получает доказательства путем выполнения соответствующих контрольных процедур.
  • По окончании проведения контрольных и аналитических процедур члены рабочей группы должны:
  • сформулировать выводы по результатам проверки в разрезе каждого объекта контроля и подготовить соответствующее заключение на годовой отчет;
  • согласовать результаты внешней проверки с руководством объекта контроля;
  • сформировать дело по результатам контрольного мероприятия в разрезе ГАБС и передать материалы проверки в архив КСК.

8.  Действия при обнаружении нарушений и недостатков, создании препятствий для проведения контрольного мероприятия

  • При проверке соблюдения руководством проверяемого объекта требований законов и иных нормативных правовых актов, а также осуществлении других контрольных процедур, сотрудник должен планировать и проводить контроль, допуская, что в финансовой и хозяйственной деятельности проверяемого объекта не исключены существенные финансовые и другие нарушения и недостатки.
  • Нарушением является деяние (действие или бездействие), запрещенное законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не соответствующее правилам, условиям, требованиям, установленным законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Недостаток не является нарушением законодательства, а является ошибкой или фактом неэффективной деятельности. При этом действия (бездействие) должностных лиц или организаций оцениваются как неэффективные только в тех случаях, когда проверяющим подтверждена возможность выполнения их с достижением лучшего результата или с меньшими затратами.
  • При обнаружении фактов невыполнения проверяемым объектом требований законов и иных нормативных правовых актов, необходимо более тщательно изучить обстоятельства, при которых были допущены нарушения, а также оценить, как влияют выявленные нарушения на результаты финансовой и хозяйственной деятельности.
  • При выявлении фактов нарушений требований законов и иных нормативных правовых актов, необходимо сделать следующее:

отразить нарушения в своей рабочей документации для последующего включения в акт;

сообщить руководству проверяемого объекта о замеченных нарушениях и предложить принять меры к их устранению.

  • Определив причины возникновения нарушений и недостатков, вид и размер ущерба (при наличии), необходимо определить и возможные меры для устранения нарушений и возмещения ущерба усилиями проверяемой организации.
  • В случае если выявленные в ходе проведения контрольного мероприятия нарушения, по мнению руководителя рабочей группы, содержат в себе признаки состава преступления и имеется необходимость принять срочные меры для пресечения противоправных действий, руководитель рабочей группы незамедлительно письменно информирует об этом руководителя контрольного мероприятия. Проверяющий составляет акт по факту, содержащей в себе признак состава преступления, согласно приложения 15 Методички.

9.  Контроль осуществления внешней проверки

  • В ходе контрольного мероприятия должен осуществляться контроль за работой членов рабочей группы и ее результатами.
  • Контроль в ходе контрольного мероприятия осуществляется для достижения цели этого мероприятия и обеспечения надлежащего качества работы членов рабочей группы.
  • Контроль в ходе контрольного мероприятия осуществляется руководителем контрольного мероприятия, руководителем рабочей группы, а также более опытными членами рабочей группы в отношении работы менее опытных членов рабочей группы.
  • Руководитель рабочей группы несет персональную ответственность за составление и полноту выполнения программы контрольного мероприятия, организацию (координацию) действий членов рабочих групп.
  • Координация действий членов рабочей группы предполагает выполнение следующих процедур:
  • распределение обязанностей, полномочий и ответственности между членами рабочей группы;
  • Для контроля за ходом выполнения рабочей программы проверки руководителем рабочей группы могут использоваться индикаторы полноты выполнения программы контрольного мероприятия.
  • При разработке системы индикаторов следует руководствоваться принципом минимизации количества отчетных показателей и действий руководителя рабочей группы при обеспечении полноты информации и своевременности ее представления.
  • При выборе показателей (индикаторов) предпочтение должно отдаваться показателям конечных результатов деятельности (непосредственное выполнение или невыполнение пункта программы проведения проверки).

10.  Оформление результатов внешней проверки.

  • Проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств оформляется заключением, согласно п.4.9 методички
  • По всем расхождениям, выявленным в ходе проверки, необходимо получить пояснения ответственных лиц.
  • При наличии не достоверных данных, указать причины и следствия, которые привели к не достоверности бюджетной отчетности.
  • В заключении в обязательном порядке указывается наличие расхождений показателей бюджетного учета и отчетности, их причины и методы исправления.

11.  Оформление и утверждение сводного заключения

  • КСК на отчѐт об исполнении бюджета муниципального образования готовит заключение, согласно части 6 Методички, в разрезе закрепленных направлений деятельности КСК с учѐтом результатов проверок ГАБС, тематических проверок и экспертно-аналитических мероприятий, включающее в себя следующие основные положения:

В заключении КСК отражаются:

  • оценка полноты и достоверности сведений, представленных в бюджетной отчѐтности главных администраторов бюджетных средств;
  • оценка степени достижения целей бюджетной политики, в т.ч. при реализации национальных проектов;
  • оценка эффективности бюджетных расходов, осуществляемых главными распорядителями бюджетных средств.

Проект заключения КСК на годовой отчѐт об исполнении бюджета муниципального образования за отчѐтный финансовый год рассматривается председателем КСК. При наличии высказанных при рассмотрении замечаний и предложений заключение КСК дорабатывается и подписывается инспекторами КСК.

При наличии коллегии сводное заключение рассматривается на коллегии и принимается решение коллегии согласно, приложения 16 Методички.

Заключение на годовой отчѐт об исполнении бюджета муниципального образования с приложением заключений о результатах проведения внешней проверки бюджетной отчѐтности ГАБС представляется КСК в представительный орган муниципального образования с одновременным направлением его в администрацию муниципального образования не позднее 30 апреля года, следующего за отчѐтным финансовым годом.

 Скачать

 Проект бюджета

 Скачать

ModernWeb.com.ua